Релиз по новым Федеральным законам на 06.08.2020

Релиз по новым Федеральным законам на 06.08.2020

С 1 ноября 2020 года, за исключением отдельных положений, вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Законом определены правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

С 1 февраля 2021 года вступит в силу положение, допускающее вступление в силу новых обязательных требований либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем через 90 дней после опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, и с 1 марта 2021 года — положения, касающиеся реестра обязательных требований.

В числе прочего законом окончательно закрепляются требования к так называемой «регуляторной гильотине» — разовой отмене большинства принятых ранее нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования. Закон предусматривает обязательную отмену до 1 января 2021 года нормативных правовых актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов РСФСР и СССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля или надзора. Даже если какие-то акты не будут отменены, с 1 января 2021 года при проведении государственного контроля или надзора не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, вступивших в силу до 1 января 2020 года, и за несоблюдение этих требований не допускается привлечение к ответственности.

Однако, Закон дает Правительству РФ право определить перечень нормативных правовых актов или их групп, в отношении которых эти новые требования (т.е. механизм «регуляторной гильотины») не будут применяться.

Кроме того, Законом устанавливается обязательное публичное обсуждение проектов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования. Закон определяет, как и кто может официально разъяснять обязательные требования. Законом вводятся более жесткие требования к оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, и предусматривается процедура оценки фактического воздействия. Законом предусматривается так называемый «экспериментальный правовой режим», то есть проверка того, как работают новые обязательные требования на определенной территории или в отношении определенной группы лиц.

 

Принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Закон закрепляет систему и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий, устанавливает гарантии прав контролируемых лиц, а также вводит новые институты и инструменты, позволяющие снизить административную нагрузку на хозяйствующие субъекты.

Законом установлены виды контрольных мероприятий, возможность дистанционного контроля и систему отсрочки, приостановлении и прекращении исполнения решений контрольного (надзорного) органа.

Предусматривается альтернатива контрольным мероприятиям. В отдельных сферах можно будет проводить независимую оценку соблюдения обязательных требований, страховать ответственность.

Введен прямой запрет на установление ключевых показателей вида контроля, основанных на количестве проведенных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, количестве выявленных нарушений, количестве контролируемых лиц, привлеченных к ответственности, количестве и размере штрафов, наложенных на контролируемых лиц в соответствии с КоАП РФ, законами субъектов РФ об административной ответственности.

Законом создана полноценной система анализа и учета рисков. Контрольно-надзорный орган для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля относит объекты контроля к одной из категорий (выделено 6 категорий риска — от чрезвычайно высокого до низкого).

Утверждаемые индикаторы риска нарушения обязательных требований станут одним из оснований для проведения внепланового контроля.

Виды контроля (надзора) будут закреплены в специальном электронном реестре, который будет запущен к 2022 году.

Законом расширяется линейка профилактических инструментов. К использующимся в настоящее время информированию, обобщению правоприменительной практики добавляются такие меры, как стимулирование добросовестности, профилактический визит, консультирование и многое другое.